«Долго не мог понять, как меня поймали»
Материал сайта: https://www.gazeta.ru/auto/2017/07/09_a_10775762.shtml
Находчивые сотрудники ГИБДД России придумали высокотехнологичный способ ловли нарушителей ПДД с помощью незаметной видеокамеры, который активно применяют по всей стране. Зафиксировав нарушение, камера передает данные стоящим дальше на трассе полицейским, и те останавливают водителя, предъявляя ему обвинения в нарушении. Эксперты уверены, что шансов избежать наказания в данном случае у автомобилистов практически нет.
В Орловской области жители пожаловались в СМИ на новую уловку сотрудников ДПС. В районе поселка Линия на трассе М2 на автобусной остановке магнитом закреплена небольшая видеокамера с аккумулятором и передатчиком Wi-Fi, которая обозревает сплошную линию на дороге, которую, судя по всему, водители довольно часто пересекают.
«Для рядовых участников движения она совершенно незаметна. На отдалении примерно в километр стоит автомобиль с приемником и на ноутбук записывает нарушение. Водителя, который нарушил, тормозят и оформляют на него протокол», — пишут местные журналисты.
Интереснее всего оказалась реакция областного УГИБДД, где информацию о новых камерах журналистам не подтвердили, предположив, что водители путают камеру фотовидеофиксации с прибором метеорологов.
Оказалось, что подобный метод поимки нарушителей широко распространен. Читатели «Газеты.Ru», попросившие не называть свои имена, рассказали о двух аналогичных ситуациях — одного поймали на подъезде к Сочи, другого на трассе М10 в районе Торжка.
Принципиальный момент — ловят только тех автомобилистов, кто действительно допускал нарушение.
«В прошлом году я спускался в Сочи по основному шоссе прибрежному, дорога новая для меня, в моем направлении было две или три полосы, я ехал по крайней левой. Внезапно после нерегулируемого перекрестка произошло сужение проезжей части. Я к этому оказался не готов и, прежде чем перестроиться вправо, метров 20–30 проехал по встречке. Едем дальше, как ни в чем не бывало, я думал, никто не заметил — ни камер, ни гаишников, никакой полиции там точно не было. А километра через 3–4 меня тормозят на стационарном посту, сообщают о нарушении и приглашают пройти в стоящий рядом служебный автомобиль.
Как только мы сели, почти сразу к нему подошел еще один гаишник, сидевший в еще одной полицейской машине. Он протянул смартфон. На фото, которое мне показали, очень четко видна моя машина в момент движения по встречке, то есть фото было сделано в те несколько секунд, пока я не вернулся в нужную полосу.
Я вообще не понимаю, откуда они могли это снять, потому что с той стороны, где велась съемка, кроме отбойника вообще ничего не было».
Водитель отмечает, что фото было сделано не с высоты, как это могла снять стационарная камера фотовидеофиксации, а с устройства, расположенного близко к земле.
«У них самих я спрашивать не стал ничего по поводу того, почему фото со смартфона, все-таки нарушение действительно было, и я даже не спорил, но потом долго не мог понять, как же они меня поймали», — отметил читатель «Газеты.Ru».
Попавшийся на уловку сотрудников ДПС Тверской области еще один читатель «Газеты.Ru» с поправкой на местные условия практически полностью повторил этот рассказ. Ни у одного из водителей протестовать в силу реальности допущенного нарушения желания не нашлось.
С точки зрения закона действия сотрудников полиции могут считаться вполне адекватными. В Административном регламенте ГИБДД есть пункт 46, который гласит:
«При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи».
Учитывая, что в данном случае не ловят на нарушении скорости, которое нужно фиксировать только сертифицированным измерительным прибором, а на нарушении, которое можно зафиксировать простой фотокамерой, то последний абзац данного пункта регламента легализует действия полицейских.
Как и третий пункт ч.1 ст. 28 КоАП РФ, который гласит, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является «фиксация административного правонарушения в области дорожного движения… или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи».
Другое дело, что многие автомобилисты и эксперты уверены, что такая форма контроля направлена не на повышение безопасности дорожного движения, а на пополнение собственного кармана.
«Это очень хитрая уловка, потому что фотография, полученная таким способом, не является недопустимым доказательством,
— комментирует ситуацию координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Всегда можно сказать, что инспектору, к примеру, пришла информация от некоего гражданина, а такой в случае чего обязательно будет найден, который сам поставил там камеру, сфотографировал и сообщил полицейскому о правонарушении. А тот обязан принять меры. Вот и все. У нас же сами автомобилисты шлют в ГИБДД тысячи фотографий с нарушителями, и тут, по сути, можно выставить все так же. Или можно даже сказать, что сняли, мол, сами на служебный регистратор, а вы уехали с места нарушения. То есть оспорить здесь что-то при реальном нарушении невозможно».
Эксперт отмечает, что полицейским обычно и не нужно объяснять водителю, откуда у них это видео. «Хочешь — пишем протокол, не хочешь — давай думать, что делать. Ловят только обязательно тех, кто реально нарушает, поэтому они чувствуют себя уверенно. Да и в целом схема формально законна. Единственный способ спастись в данном случае — признать в суде доказательство недопустимым, но в наших судах это на практике нереально. Там верят полицейскому на слово беспрекословно, — говорит активист. — И сами гаишники не дураки — ничего говорить не буду, все в письменной форме, пока добьетесь, чтобы они объяснили происхождение этой записи, пройдет семь кругов ада. И у судьи, даже если дело направили по месту жительства водителя, в голове сразу дилемма — начать переписку там с регионом, где было нарушения, все выяснить, но убить кучу времени на это, или легко и просто лишить человека прав или выписать штраф. Естественно, разрешение этих сомнений происходит всегда одинаково».
Шкуматов не считает подобную схему «ловушкой» в привычном значении этого слова. «Нарушение есть? Есть. Можно сказать, что это авторская схема отлова нарушителей с привлечением современных технологий.
Совет водителям тут один — не нарушать. Важно понимать, что местных они не трогают, поэтому надо быть аккуратнее, когда отправляетесь в дальнюю поездку», — подытожил он.
Автоюрист из Челябинска Лев Воропаев также уверен, что схема абсолютно законна, причем если материалы административного дела дойдут до суда, полицейским даже не придется прикладывать фотографию нарушения. «Они составят протокол, схематично изобразят схему нарушения, и начальник, который будет рассматривать дело в первой инстанции, и суд, если до него дойдет, им обязательно поверят. Достаточно показаний полицейского и схемы. А если будет рапорт, что он все это наблюдал лично, то и схемы не нужно, — уверен Воропаев. — Ну а если есть и фото нарушения, то водителю можно просто поднять руки и сдаться на милость полицейского».
По его мнению, подобные вещи сотрудники ДПС проворачивают, как правило, из коррупционных побуждений.
«А если человек будет упираться очень, ну его оформят по всем правилам быстро, и все — либо 5000 рублей, либо лишение прав от 4 до 6 месяцев.
В законе «О полиции» написано, что в обязанности сотрудника полиции входит выявление и пресечение совершения административных преступлений. Вот он остановил, привлек к ответственности, а дальше уже разбираются пусть другие. Поэтому тут у водителя, если он действительно нарушил, выбор действий небольшой. Если оставить за скобками незаконные способы решения проблемы, то проще не настаивать на своем и надеяться, что суд потом не лишит прав. Если же начать спорить, то все кончится тем же судом, но последствия могут быть хуже — можно остаться без прав».
По словам автоюриста, на Урале сотрудники ГИБДД чаще используют другие, уже не совсем законные схемы.
«Самый популярный «развод» — это пьяное вождение. Когда предположительно пьяного автомобилиста «продувают» и оказывается, что у него меньше, чем допустимые законом 0,16 мг/л, то ему говорят — отказывайся от медосвидетельствования, либо мы твою машину заберем на штрафстоянку. А если согласишься, то не заберем и сразу поедешь.
И, как бы ни удивительно звучало, 99,9% водителей искренне полагают, что сотрудники ГИБДД идут им навстречу, и соглашаются, даже не подозревая, что их лишат прав.
У меня просто поток таких людей. Делается это гаишниками либо для получения мзды, либо ради «палок». Конечно, если полицейские остановили водителя, продували его, писали бумаги, им обидно отпускать его просто так в случае его трезвости, поэтому и подводят обманом под отказ, чтобы хоть служебные показатели были на уровне.
Еще одно ноу-хау, которое было раньше, но давно — это моча. Ко мне уже два клиента обратились. Делается это так: водителя якобы подозревают, что он под наркотиками, и прямо на месте просят сдать мочу на анализ, что уже само по себе незаконно, конечно. Тот делает все дела в кустах, отдает, а гаишники проводят экспресс-тест уже с другой мочой, которая у них есть с собой и в которую добавлены запрещенные вещества. Результат такого «исследования» предъявляют водителю, ну а дальше уже либо законный сценарий с судом и лишением, либо незаконный. А учитывая тяжесть возможного наказания, у водителей вариантов немного, и потом не надо удивляться, что рядовые полицейские ездят на Porsche».