В статье Московской газеты https://mskgazeta.ru/obshchestvo/nacproekt-upersya-v-lyudej-v-tveri-transheyu-dlya-novogo-vodovoda-hotyat-prokopat-ryadom-s-fundamentami-domov-6682.html прочитал факт отношения «народной власти» к горожанам которые на свои деньги построили инфраструктуру Затверецкого бульвара, их ещё и обозвали захватчиками. В Твери жители города не выбирают главу, а выбирает городская дума от ЕР — результат работы администрации города наверное на лицо.
Фото © «Московская газета»28.12.2020 в 15:45:001532
Жители в шоке. По их словам, местная власть категорически не желает вносить коррективы в проект, а губернатор от встречи с людьми отказывается
О ситуации, сложившейся вокруг строительства нового водовода в Твери, «Московская газета» писала в начале декабря, когда на редакционную почту пришло письмо от местных жителей. Связавшись с авторами обращения, наше издание выпустило обзорный материал. Сегодня «Московская газета» публикует репортаж, который был написан после поездки журналиста издания в Тверь и встречи собственниками домов. Оказавшись на месте, корреспондент увидел, что ситуация куда печальнее, чем кажется на первый взгляд…
Дело – труба…
Для жителей двадцати домов (с 25 по 47/50) по Затверецкому бульвару строительство нового водовода обернулось серьезными проблемами. Водовод диаметром 600 миллиметров, идущий через Затверечье (это городской частый сектор, в котором и находится Затверецкий бульвар) был построен в 1976 году. За 44 года он физически износился, фактически перестав обеспечивать потребности в воде разросшегося с того времени города. Поэтому было принято решение заменить старую металлическую трубу на полиэтиленовую большего размера (800 миллиметров) в рамках федеральной программы «Чистая вода», являющейся частью нацпроекта «Экология». Вот только новый водовод, как утверждают местные жители, решили проложить на месте старого, достав с пыльных полок советский проект. Теперь огромная траншея должна пройти в нескольких метрах от фундаментов домов, владельцы которых опасаются, что их единственное жилье может просто рухнуть.
…С широкой улицы Туполева, проходящей через все Затверечье, такси «ныряет» вправо и едет проулками. Через пару сотен метров водитель останавливается напротив дома Ирины Воротниковой, с которой журналист договорился о встрече. Она уже ждет. Еще через несколько минут собираются остальные жители – потенциальные «жертвы» пока еще не построенного водовода.
Мы проходим во двор дома Александра Гришина – одного из самых активных участников этой истории. Гришин ходит на небольшом «пятачке» в собственном дворе и показывает: вот здесь идет водовод, здесь две газовые трубы, от которых подвод к дому, вот здесь местный водопровод, а вот тут от дома идет ливневка, а вот тут телефонный кабель. Под землей буквально все переплетено коммуникациями, и у каждой — своя охранная зона. Расстояние, ближе которого запрещено проводить какие-либо работы. Забор поставлен ровно так, чтобы он не попал ни в одну из охранных зон.
«Когда мы здесь начинали строиться в 1991 году, администрация города нас не предупредила, что этот водовод всего в нескольких метрах от фундаментов домов, никто об этом не знал, — рассказывает Гришин. — Мы жили в общежитии, и нам всем как работникам предприятия дали земельные участки. Под сумасшедшие кредиты люди покупали стройматериалы и потом выплачивали эти деньги с неимоверным трудом. Это сейчас Затверечье считается престижным районом, а тогда, когда нам выделили землю, тут была непролазная грязь. Даже грузовой технике к месту стройки было не подъехать. Нам кирпичи от дороги до стройки приходилось на себе таскать. В общем, и дома построили, и благоустройство прилегающей территории сделали за собственный счет. За 29 лет от города ни копейки не получили».
Главный вопрос, который сегодня волнует местных жителей: почему нельзя проложить новый водовод ближе к дороге и дальше от их домов. Этот принципиальный момент они пытались прояснить неоднократно, но никаких внятных, аргументированных разъяснений так и не получили. Все ответы, приходившие из различных инстанций (переписка с чиновниками составляет увесистую папку), по словам граждан, сводятся к тезису: мол, проект утвержден, менять ничего не будем. Это нецелесообразно и невозможно.
Между тем, экспертизы, различные запросы и анализ законодательных норм, сделанный самими жителями, говорят о том, что проект нового водовода может быть выполнен с нарушениями. В этой истории вообще много непонятных моментов, на которые собственники домов неоднократно указывали в своих обращениях в различные инстанции. Это, во-первых, скважина-«призрак» во дворе дома Ирины Воротниковой, свидетельствующая о якобы проведенном геологическом исследовании. На месте, где, по заверению чиновников, ее бурили, чтобы взять пробы грунта, уже много лет без движения стоит старая «Волга». Во-вторых, 18 миллионов рублей, выделенные на археологические раскопки рядом с будущим водоводом. Меж тем, территория, как утверждают жители, уже перекапывалась в советское время, и никакого культурного слоя, вероятнее всего, там давно нет. И ответ из администрации Твери о том, что «красные» линии на земельных участках домов с 25 по 47/52, определяющие земли общего пользования, не разрабатывались.
Нацпроект с помощью Нацгвардии?
И действующий водовод, и спроектированный сбоку от него новый, находятся на неразграниченных федеральных землях. А вот охранная зона в полтора метра от старого водовода ДУ 600 в сторону домов — это уже частная территория. Как отмечают жители, общественный сервитут администрация наложила именно на этот кусочек земли. На него, по всей вероятности, и будут сваливать вырытый грунт. До фронтальной части домов, где расположены входы и въезды в гаражи, остается всего несколько метров.
Старший по улице Александр Лебедкин рассказал, что еще в декабре прошлого года к жителям домов по Затверецкому бульвару приезжал заместитель начальника департамента ЖКХ Твери.
«Был и еще какой-то представитель с ним [с замначальника Департамента ЖКХ Твери — прим. ред.]. Мы не знаем, кто это, потому что он не представился. Нам заявили, мол, если мы добровольно не согласимся на прокладку водовода по своим дворам, то на нашу землю просто наложат арест и приедут сюда с приставами. Сказали, что водовод делается в рамках нацпроекта, и если будет нужно, то привлекут Нацгвардию. Нацгвардия пока не приезжала, в вот полицию уже вызывали, когда предпринимались попытки снести забор экскаватором. Мы тогда встали перед ковшом и перегородили ему дорогу. Когда стало понятно, что мы не отойдем, нас пытались силой сдвинуть. Александру Алексеевичу вот руки выкручивали – кивает Лебедкин на стоящего рядом Гришина. Решения суда о сносе забора у представителей администрации не было, и в итоге они уехали».
Заборы, отгораживающие территорию, в администрации называют «самозахватом». Даже предпринимались попытки взыскания штрафов через суд. Однако разрешение на установку ограждений было выдано в 2004 году самой же администрацией по итогам согласительной комиссии: это подтверждается документами. В итоге суды по штрафам с собственниками домов по Затверецкому бульвару администрация проиграла. Дома, кстати, оказались всего в нескольких метрах от действующего советского водовода ДУ 600 из-за ошибки, допущенной городскими чиновниками: при планировке территории земельных участков в 1990 году администрацией Твери были сдвинуты их границы от улицы 2-я Невская в сторону Затверецкого бульвара, что привело к сужению расположенных на нем участков домов от 25 до 47/52.
«Теперь мы расплачиваемся за эти ошибки тридцатилетней давности, – рассуждает Ирина Воротникова. – Вчерашние чиновники приняли решение, а сегодняшние отвечать за него, похоже, не хотят. А если бы так случилось, что этот старый водовод еще ближе к фундаментам нашим оказался, или вообще под домами прошел, чтобы тогда стали делать? Дома бы наши срыли? Мы, кстати, обращались, в том числе с просьбой действующий водовод не демонтировать. Но эти 7,5 километров трубы, видимо, очень дорого стоят. Мы прикидывали, что, если сдать ее в металлолом, может выйти больше 20 миллионов рублей. Только куда потом пойдут эти деньги, тоже большой вопрос».
После разговора журналист издания вместе с Гришиным и Лебедкиным прошли вдоль Затверецкого бульвара. Миновали тот самый отрезок будущего водовода в 400 метров, который должен пройти под самыми окнами жилых домов. На пересечении Затверецкого бульвара с улицей Розы Люксембург Лебедкин показывает, как водовод меняет траекторию.
«Вот видите, он вот здесь поворачивает и уходит в наши дворы, проходит по ним, а в конце опять «выныривает» на этот же уровень, — показывает рукой старший по улице. — Как будто специально это сделано. Мы не понимаем, почему нельзя этот отрезок проложить вот так же прямо».
Отвести беду в сторону
Смещение огромной трубы нового водовода ДУ 800 ближе к дороге и дальше от фундаментов домов, — главный компромисс, которого местные жители добиваются от властей. Именно в этом суть обращений во все инстанции, начиная от городской администрации и заканчивая президентом.
Но, как отмечают чиновники, место рядом с дорогой, про которое говорят жители, уже занято под другие трубы, поэтому и отказывают в переносе нового водовода ближе к проезжей части.
«При проектировании Объекта (водовод ДУ 800 – прим. автора) учтено размещение в профиле улично-дорожной сети Затверецкого бульвара, в том числе на участке от дома №47/50 по ул. Розы Люксембург до дома №25 по Затверецкому бульвару двух напорных трубопроводов (рабочий и резервный), диаметром 800 мм каждый реализуемого линейного объекта капитального строительства коммунального водоотведения города Твери общесистемного назначения», — говорится в ответе администрации Твери на обращение на обращение Александра Гришина [документ имеется в распоряжении редакции — прим. ред.].
В письме также отмечается, что проектирование Северо-Западного коллектора, частью которого и являются указанные наборные трубопроводы, осуществлялось ООО «Тверь Водоканал» в рамках инвестиционной программы 2007-2011 годов, но было заморожено в связи с недостаточностью средств, однако «разработанная трассировка под данный линейный объект сохраняется в целях дальнейшего его строительства». Завершая ответ, чиновники пишут, что «альтернативного варианта трассировки водовода на Затверецком бульваре нет», и жителям в ходе встреч об этом неоднократно говорилось.
Жители, однако, утверждают, что сведения, содержащиеся в письме за подписью первого замглавы администрации Алексея Жучкова, могут не соответствовать действительности.
«По проекту, на который они ссылаются, обе трубы планируется продолжить с другой стороны дороги. У нас в распоряжении есть копия чертежа с планшета города, на которой четко видно, как идут оба коллектора, основной и резервный», — говорит Александр Гришин, извлекая из пачки документов и показывая бумагу.
Жители, впрочем, согласны и на то, чтобы водовод прошел по утвержденной трассировке, но при условии, что работы будут производиться методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ), который используется при проведении работ на другом участке прокладки нового водовода. Такая технология позволяет обойтись без рытья траншеи. Уступив жителям, можно было бы выбрать один из трех вариантов: делать ГБН по утвержденной трассировке рядом со старым водоводом, бурить ближе к дороге или там же рыть траншею».
Однако ни на один из этих компромиссных вариантов чиновники не согласны: это следует из ответов жителям на их обращения в различные инстанции. На Затверецком бульваре от домов 47/52 до дома 25 почему-то решено рыть именно траншейным способом и именно на старом месте.
Наглядный пример апокалипсиса
Вместе с Лебедкиным и Гришиным мы подходим к конечной точке нашей «экскурсии» по Затверецкому бульвару – выходу к Волге, где ООО «Современные системы реновации» уже вовсю ведет работы по второму этапу укладки водовода.
«Ребята, а березки оставите вот эти?» — с надеждой интересуется какой-то встречный пенсионер, очевидно, принявший нас за сотрудников подрядчика.
«Наверное, оставят», – взглянув на деревья, ответил Лебедкин.
Втроем мы подходим вплотную к вырытой траншее. Ширина ее по верхней части, на глаз, метров восемь, по нижней – четыре. Земля по краям как будто действительно вот-вот обвалится. На дне стоит вода и уложены черные полиэтиленовые трубы, которые уже зарывает экскаватор. Сбоку от траншеи огромные горы глины, выше человеческого роста.
«Представляете, если вот это все будет под нашими окнами? — говорит старший по улице. — Весь первый этаж точно закроет. К дому будет просто не подойти».
Тут же лежат трубы ПНД, которые еще предстоит уложить в землю. Увидев нас, в нашем направлении движется какой-то человек в спецовке, наблюдающий за работами. Между ним и Александром Гришиным, много лет отработавшим инженером-строителем, завязывается какой-то профессиональный диалог о прочности сварных швов, в ходе которого Гришин интересуется у собеседника, почему нельзя проложить водовод ближе к дороге, а не в их дворах.
«Да я не знаю, ребята, – пожимает плечами мужчина. — Это ведь не мы решаем. Но нам было бы так копать намного проще, конечно, чем во дворах».
С просьбой рассмотреть альтернативные варианты прокладки водовода ДУ 800 жители Затверецкого бульвара обращались в администрацию Твери, областную и Генеральную прокуратуру, к федеральному инспектору по Тверской области и губернатору. Две недели назад обращение отправили в Администрацию Президента РФ. Оттуда пришел ответ, что для всесторонней и объективной оценки ситуации запросят все необходимые документы и материалы, а о результатах сообщат до 7 февраля.
Похоже, что это последняя надежда отчаявшихся людей. Впрочем, возможно, губернатор все-таки обратит внимание на проблемы жителей частного сектора, надеются собственники домов. По словам граждан, встретиться с Игорем Руденей они пытаются уже целый год, но аудиенции у высокопоставленного регионального чиновника им добиться так и не удалось.
«Хочется, чтобы он [Игорь Руденя — прим. ред.] приехал все-таки на место и посмотрел, что за проект он подписал, и как совершенно бессмысленно собираются изуродовать территории перед нашими домами, — подводит итог встречи Ирина Воротникова. — Мы никакие не олигархи, как нас уже пытались представить в некоторых местных СМИ. Мы обычные люди, и совсем не против нацпроекта и улучшения качества питьевой воды. Прекрасно понимаем, что эту проблему нужно решать. Мы против чиновничьего равнодушия. Кстати, у нас в следующем году выборы и в Законодательное собрание, и губернаторские. А мы молчать не будем о том, как с нами поступают».
В требованиях отказать
В пятницу, 25 декабря, в Центральном районном суде Твери состоялось рассмотрение иска жителей Затверецкого бульвара к администрации Твери об отмене публичного сервитута, который чиновники наложили на часть участков граждан. У одних, как у Ирины Воротниковой, эта часть участка составляет полтора метра, у других доходит до трех с половиной.
Заседание длилось восемь с половиной часов с двухчасовым перерывом, и закончилось в половине седьмого вечера. В итоге в суд отказал жителям удовлетворении иска в полном объеме. Все ходатайства собственников жилья на суде были отклонены, – об этом рассказал присутствовавший на процессе Александр Гришин.
«Из последнего письма президенту, которое почему-то оказалось в суде, зачитали только одну последнюю фразу «оградите нас от произвола чиновников». Хотя мы это письмо вообще не заявляли в документах. По итогам предыдущего суда я уже обращался в областную прокуратуру, указывая на то, что, по моему мнению, помощник прокурора Центрального района во время заседания смотрел в телефон и отрывался на пару секунд только за тем, чтобы вслед за судьей сказать «отклоняется» на все наши ходатайства. В этот раз была точно такая же картина. Представитель прокуратуры, как мне кажется, даже не пытался вникнуть в наши ходатайства и, возможно, не читал их вообще. Я как человек с юридическим образованием могу оценить качество этого процесса. Нам просто никто не дал даже рассказать о тех обстоятельствах, на которые мы ссылаемся, не было принято ни одного ходатайства в защиту наших интересов. Это прямое нарушение ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса».
В субботу утром, после суда, на пересечение улицы Туполева и Затверецкого бульвара привезли трубы для строительства третьего этапа (по жилой застройке) водовода, – предполагает Ирина Воротникова, видевшая как шла разгрузка. Если так, то выглядит происходящее действительно странно. Само решение Центрального районного суда, отказавшего жителям, по словам Александра Гришина, будет готово только через 10 дней и вступит в силу через 30 дней после изготовления решения. До этого, соответственно, не может быть выдано разрешение на строительство третьего этапа (по жилой застройке) водовода. К тому же собственники домов собираются подавать апелляцию.Автор: Антон Стариков
Да, зачем такие чиновники, которые ничего не решают ?